«Белорусский вокзал»

Иванова (Дементьева) Анастасия Дмитриевна

Белорусский вокзал в моей памяти связан с тягостями военных лет и радостью Победы.

Но обо всем по порядку. Родилась я в . Родители мои, крестьяне в 1930 г. переехали с семьей из- под Вязьмы, Смоленской области, в поселок Кунцево под Москвой. Здесь я поступила в среднюю школу и окончила ее в 1939 г.

 В 1940 г. я поступила на 2-х годичные чертежно-конструкторские курсы. Проучилась один год, а на второй началась война-1941-ый год! Нам выдали документы и распустили по домам - ребят призвали в армию, а девушек, по месту жительства, направили на строительство оборонительных рубежей. Родители мои в это время работали -  отец на железной дороге, а мама на фабрике в Филях. Нас, девушек, послали копать противотанковые рвы. Я попала в район станций Пионерская - Перхушково Западного направления. Однажды в августе, в ясный солнечный день, когда нам раздавали с машины бед, вдруг в небе показался немецкий самолет, посыпалась пулеметная очередь ... Военком крикнул: «Воздух! Ложись!» Мы все так и покатились в ров с пустыми котелками... К нам с самолета полетели немецкие листовки: «советские дамочки! Не копайте ямочки! Пройдут наши танки -  засыпят< ваши ямки» насмехались над нами фашисты. Нас перебрасывали с одного рубежа на другой в сторону Москвы - Одинцово... Кунцево... До сего времени виден овраг в Ворошиловском парке по дороге от Рублевского шоссе к Крылатскому - след нашего рва... Так и не прошли в Москву немецкие танки!

 После Победы наших войск под Москвой, я поступила работать в паровозное депо им Ильича Московско-Смоленской железной дороги в качестве нормировщика - расценщика.  Западное направление относилось к «при фронтовым», мы находились на казарменном положении и работники этой железной дороги считались вольнонаемными в действующей армии. Домой нас не отпускали. Железнодорожники, как и все советские люди в военной обстановке, были  тогда незаметными героями. Каждый день они выполняли тяжелую и опасную работу, от их труда зависела жизнь людей и своевременная доставка на фронт всего необходимого. Ежедневно отправляли они на фронт тяжелые поезда с военными грузами, а с фронта доставляли раненых солдат на лечение. Им же выпал потом и высокий долг везти с фронта домой воинов-победителей!  А пока шла тяжелая будничная работа. Когда еще были налеты немецкой авиации на Москву, ночью мы дежурили на крыше до рассвета сбрасывали зажигательные бомбы в ящики с песком, а днем работали на производстве на своих  местах. В цехах стояла дымная мгла от заправки паровозов. К нашему депо были приписаны два бронепоезда - "Щ-2032" и "Щ-2009". Бронепоезда  приходили сильно разбитые. В цеху на ремонте под присмотром специалистов работали дети- мальчики 15-ти 16-ти лет из железнодорожного училища. Работали мы все день и ночь.

 В августе 1942 г. группу рабочих депо послали на лесозаготовки - нужны были дрова для растопки паровозов. В эту группу попала и я. Везли нас по Савеловской  окружной железной дороге в товарных вагонах с маневровым паровозом «ОВ» – «Овечка») и по Савеловской железной дороге мимо города Дмитров до города Талдом. Там нас расквартировали в соседней деревне - женщины в одном конце деревни, мужчины - в другом. Так как в группе я была самая молодая, мне пришлось быть как - бы связной: от командира отряда я передавала сообщения от избы до избы, другой связи у нас не было. Основной была и для меня работа в лесу. Выдали нам обувь 42-го размера, а у меня 35-ый размер! Пилили дрова, стоя по колено в воде в заболоченном лесу. Ботинки с портянками сушили потом у хозяйки дома. Портянки были такие корявые - ноги растирали до крови! А нужно было выполнять норму - надо было успеть до заморозков, т. к. заготовленные дрова отправляли водой по каналу «Москва- Волга». Дрова были длиной по 2 метра. Грузили их на вагонетки и отправляли по узкоколейке до берега, а там на себе несли, чтобы погрузить на баржи (на фото 1, мы в лесу). И так я там пробыла от августа до декабря 1942 г. (на фото 2 - я в те годы)

 Фото 1
Фото 2

  Первое время мы жили неплохо - в лесу было много малины, да и продукты еще оставались. А вот к концу ноября и декабрь кормились мы черными сухарями да свекольником с деревенских огородов.

 Наступил 1943 год. Я продолжала работать в депо им. Ильича. К нам в депо поступили на эксплуатацию из Америки паровозы марки «А». Запасные части к ним были завернуты в восковую бумагу - ребристую, зеленого цвета. Эту бумагу мы свертывали в трубочки и использовали, как свечи, т.к. тогда в цехах часто гасили свет. И вот при такой свечке, с мастером цеха, в задымленной каморке, писала я наряды, чтобы к утру раздать их рабочим. Все продолжали напряженную работу, но обстановка на фронтах уже изменилась. 

 И вот война окончилась! ПОБЕДА! 

 На Белорусский вокзал стали прибывать поезда, составленные из товарных и пассажирских  вагонов, украшенные плакатами: «Мы из Берлина!», « Да здравствуют Победители!» и другими подобными надписями. Там, где сейчас у станции метро «Белорусская – Кольцевая» к станции метро со стороны вокзала примыкает 3-х этажное здание, тогда, в войну, находился райком комсомола, работники райкома организовывали встречи этих поездов. Нас и других, кто приходил на вокзал, приглашали в здание райкома, давали цветы тем, у кого их не было, мы все шли на платформу вокзала и встречали возвращающихся воинов-победителей. Что там было, словами не передать!!! Но это можно увидеть в документальных кадрах, использованных в фильме «Белорусский вокзал»- кадры, где показано, что героям фильма снится Белорусский вокзал Москвы. Там где-то и я затерялась в толпе встречающих. Этот фильм я до сих пор не могу смотреть без слез....

 Отгремели победные салюты, страна перешла к мирной жизни. В 1952 г. по семейным обстоятельствам я поступила работать в другую организацию - в  научно-исследовательский институт Минобороны в конструкторский отдел, где и работала техником-конструктором до выхода на пенсию.

 Но не могу забыть пережитые годы Великой Отечественной Войны, Белорусский  вокзал и светлые дни Победы нашего народа!

Hosted by uCoz