«Генералу Кормилицину - зелёную улицу»

Зрелов Всеволод Николаевич

Штаб авиационного полка располагался вначале аэродрома в небольшом лесочке. Полком командовал легендарный герой Великой Отечественной войны Александр Иванович Покрышкин. Полк летал на американских самолетах "Кобра» (точное название - Аэрокобра), которые поступали из США по ленд-лизу. Полк Покрышкина входил в состав 6-ой воздушной армии, которой командовал генерал Руденко. Шел 1944 год. Наши войска подходили к границам страны. Готовилась операция «Багратион» по разгрому фашистских войск в Белоруссии. Для её проведения была создана группировка в составе 1,2,3 Белорусских и Прибалтийского фронтов, имеющих пять воздушных армий.

К наступательной операции готовился также полк Покрышкина, а пока вел обычную боевую работу. Только что вылетела группа самолетов во главе с заместителем командира полка капитанам Голубевым для сопровождения штурмовиков Ил-2, взлетевших с соседнего аэродрома для штурмовки войск противника. Механики готовили к вылету вторую группу самолетов. На аэродроме было тихо. Только через 30 минут в репродукторе послышался голос капитана Голубева: «- У меня плохо тянет мотор. Потерял скорость. Возвращаюсь с задания. Командование группой передал старшему лейтенанту Иванову». Скоро над аэродромом со стороны фронта показался медленно летящий истребитель, который сразу же приземлился.

- Хорошо, что дотянул, - сказал с облегчением Александр Иванович, - но это же уже третий самолет, который возвращается с задания за последнее время. Один самолет не дотянул до аэродрома и сел на вынужденную в поле. Хорошо, что летчики не пострадал, но так дальше продолжаться не может. Инженер полка должен срочно разобраться со случившемся и подготовить доклад командованию дивизии. А пока приказываю: полеты временно прекратить до выяснения причин отказов моторов. Разборка двигателя показала, что причиной нарушения его работы явился опять частичный прогар клапанов, как это было в первых двух случаях. Для выяснения причин отказов двигателей в полк прилетел заместитель командира 13-й смешанной авиационной дивизии по инженерно-авиационной службе (ИАС), старший инженер отдела снабжения горючесмазочными материалами (ГСМ) инженер-капитан Рожков Игорь Владимирович (после войны он стал полковником, доктором технических наук, профессором, одним из известных ученых в области ГСМ и их применения в двигателях. В полк приехал также начальник фронтовой лаборатории ГСМ, старший лейтенант Семен Маркович Лившиц (после войны он защитил кандидатскую диссертацию, стал полковником, разработал несколько методов для контроля качества ГСМ, среди которых наибольшую известность получил способ определения антидетонационных характеристик автомобильных бензинов).

В процессе расследования летного происшествия Игорем Владимировичем Рожковым и Семеном Марковичем Лившицем было установлено, что причиной дефекта явилось то; что "Кобра" эксплуатировалась на Бакинском авиационном бензине Б-70, в то время как по формуляру самолеты должны заправляться бензином с октановым числом не менее 75. С этим согласились все члены комиссии. О результатах расследования было доложено по команде командиру дивизии генералу Захарову и затем в ставку Верховного Главнокомандующего Красной Армии.

Вопрос приобрел не только техническое, но и политическое значение, поскольку поставляемые в СССР Американские истребители «Кобра» не могли эксплуатироваться на отечественном авиационном бензине Б-70. Однако этот вопрос требовал дополнительного технического подтверждения. Командующий 6-й Воздушной Армией генерал Руденко приказал:
- Начальнику снабжения ГСМ полка отобрать пробы бензина и срочно вылететь самолетом в Москву для проверки его качества и определения возможности применения на самолетах «Кобра».
В этот же день самолет с пробами бензина приземлился на Центральном аэродроме в Москве. Для проверки пробы бензина были доставлены в Центральный институт авиационных топлив и масел - ЦИАТИМ. Проверка проводилась по всем показателям качества. Октановое число определяли на установке «Вокеш». Работой руководил Борис Абрамович Энглин (после войны он работал в 25 ГосНИИ МО РФ, стал полковником, доктором технических наук, профессором, известным ученом - химмотологом, разработавшим антиводокристаллизующие присадки: жидкость «И» и «ТГФ», используемые в авиации по настоящее время для улучшения низкотемпературных свойств всех сортов реактивных авиационных топлив). Для повышения антидетонационных свойств Бакинского бензина Б-70 Борисом Абрамовичем была специально проведена работа, которая показала, что октановое число бензина может быть повышено добавкой небольшого количества изооктана, имеющего октановое число 100. Об этих результатах было доложено в Управление снабжения горючим Красной Армии (УСГ КА).

В тоже время вопрос об обеспечении полка А.И. Покрышкина бензином необходимого качества обсуждался в высших эшелонах власти. Вскоре в кабинете начальника УСГ КА генерала Кормилицына Михаила Ивановича раздался телефонный звонок - говорил генерал Хрулев - начальник Тыла Красной Армии: - Михаил Иванович! Вас вызывает товарищ Сталин с докладом по обеспечению горючим полка Покрышкина, летающего на американских самолетах «Кобра». Пропуск в Кремль Вам заказан на сегодня в 11-00. Прошу точно быть! Предварительно основы вашего доклада прошу согласовать со мной.

После одобрения доклада Хрулевым, Михаил Иванович прибыл в Кремль. Поскребышев доложил о его прибытии и пригласил в кабинет Сталина. Иосиф Виссарионович поднялся из-за стола, разорвал две папиросы «Герцеговина Флор», набил трубку, закурил и предложил: - Товарищ Кормилицын! Доложите ваши предложения по обеспечению полка Покрышкина бензином в предстоящей наступательной операции. Для нас участие Покрышкина в операции на американских самолетах «Кобра» имеет большое как политическое, так и военное значение. Фашисты боятся Покрышкина. Когда он вступает в бой, по гитлеровскому радио раздается паническое предупреждение: «Ахтунг! Ахтунг! В воздухе Покрышкин». Поэтому вопрос о его участии в боях очень серьезен. Слушаю Вас.
Михаил Иванович в своем докладе был краток: -Товарищ Сталин. Баку не может по техническим причинам выработать авиационный бензин с октановым числом более 70. Единственным решением вопроса может явиться смешение Бакинского бензина с небольшим количеством изооктана, имеющего октановое число 100, который поставляется в нашу страну из СЩА по «ленд-лизу». В Москве имеется небольшое количество изооктана, которым нельзя обеспечить даже эскадрилью из полка Покрышкина. Основная масса изооктана разбросана по аэродромам на линии Транссибирской магистрали от Тихого океана до Москвы. Для решения задачи необходимо собрать весь изооктан, который сейчас используется для дозаправки американских самолетов на промежуточных аэродромах при перегоне самолетов по воздуху из Владивостока на фронты Отечественной войны. На базе этого изооктана необходимо приготовить авиационный бензин с требуемым октановым числом и обеспечить Покрышкина. Для этого изооктан целесообразно срочно транспортировать со всей трассы в Москву для смешения. Сталин задумался на несколько минут, продолжая прикуривать трубку, затем предложил: - Товарищ Кормилицын, я Вам даю «зеленую улицу» для транспортировки изооктана со всей трассы от Владивостока до Москвы. Обеспечьте Покрышкина высокооктановым бензином. Времени, до начала операции «Багратион» осталось мало. За выполнение этого задания отвечаете лично. Завтра утром срочно вылетайте во Владивосток.
Перелет во Владивосток прошел без задержек и каких-либо происшествий. По всей трассе, как по заказу, летная погода. Во Владивостоке уже ожидал загруженный имеющимся количеством изооктана эшелон 17- бис, который сразу же отправился в путь. Сталинская «зеленая улица» действовала безукоризненно. Эшелон на всех перегонах пропускался в первую очередь. В Хабаровске и на других станциях к эшелону прицепляли вагоны, загруженные 100-литровыми железными американскими бочками мышиного цвета с изооктаном. Исключение составили Чита и Новосибирск. На этих станциях изооктан не был подготовлен. В Чите начальник ГСМ батальона аэродромного обслуживания доложил Кормилицыну: « - Изооктана на аэродроме в наличии нет. Весь израсходован пять дней тому назад при дозаправке перегоняемых американских самолетов».
- Почему об этом не сообщили? « - Мы подали заявку в отдел снабжения ГСМ округа, где, вероятно, она задержалась». Такая же ситуация была в Новосибирске. Несмотря на это, необходимое количество изооктана было собрано и доставлено на склад в Реутово, где производилось его смешение с авиационным бензином Б-70. Высокооктановый бензин под маркой Б-75 поступил в полк А.И. Покрышкина 1 июня 1944г. Испытательные полеты истребителей «Кобра» на этом бензине показали, что материальная часть работала надежно. Даже было отмечено летчиками некоторое увеличение мощности, двигателей и скорости полетов самолетов. Для обеспечения первого этапа операции «Багратион» было приготовлено по 20 заправок бензином Б-75. Операция "Багратион" началась 23 июня 1944 г, и закончилась полным разгромом центральной группировки фашистов и полным освобождением Белоруссии. В течение всей операции превосходство советской авиации было подавляющим. Летчики А.И. Покрышкина на самолетах «Кобра» сбили более 15 самолетов противника. Самолеты «Кобра» надежно эксплуатировались на высокооктановом бензине Б-75 до самого конца Великой Отечественной войны. А.И. Покрышкин на этом самолете закончил войну в Берлине.

Приведенный исторический факт показывает, что служба горючего во время Великой Отечественной войны не только обеспечивала войска ГСМ, но и повышала боеготовность и надежность эксплуатации авиационной техники.

Генерал-лейтенант Кормилицын Михаил Иванович 1900-1970гг.
В течение всей Великой Отечественной войны возглавлял Управление снабжения горючесмазочными материалами Действующей Армии и Военно-морского флота.

Hosted by uCoz