«Впереди Берлин»

Борис Иванович Леонтьев

Прежде чем вспомнить мой военный путь к Берлину, расскажу немного о предшествующих годах моей жизни. Моим родителям пришлось смолоду сменить несколько мест жительства и пока мы, дети подрастали, мы кочевали вместе с ними. Отец мой происходил из донских казаков Ставропольского края, а всю жизнь работал машинистом паровоза. Он представлял уже второе поколение железнодорожников в семье: его отец, мой дед, тоже машинист паровоза, работал на Кавказе в Армении, Грузии. Дед был убежденным и деятельным революционером и перед Октябрьской социалистической революцией находился в сибирской ссылке. Затем, вместе с моим отцом участвовал в освобождении Армении Красной Армией от турецкого геноцида и в установлени на Кавказе Советской власти под руководством С.М. Кирова. И отец и дед были машинистами на паровозе, отец стал машинистом на бронепоезде, который часто навещал С.М.Киров.

В нашей семье было пятеро детей из них старший брат, сестра и я родились в Армении, в Ленинакане, а два младших брата - уже на Украине, в Киеве, куда нас всех увлекла наша мама, украинка по происхождению. Она плохо переносила жаркий климат Кавказа и в1922 г. семья переехала в ее родные края - недалеко от Киева, где жили ее родители и многочисленные родственники. Жить было тесно, хотя дом и хозяйство были немалыми, но с нашим приездом еще прибавилось хлопот и поэтому нам приходилось жить и в доме бабушки. Отец опять работал машинистом, теперь уже в Киеве.

Из наиболее ярких детских впечатлений помню, как в нашей семье было воспринято известие о смерти Владимира Ильича Ленина. Взрослые искренне горевали, обсуждали, как пойдет в нашей стране жизнь без Ленина мы, дети, притихли, понимали, что произошло большое горе.

Пришло время и я поступил в школу (в Киеве), семилетку, которая вскоре была преобразована в десятилетку. Учился я охотно и был на хорошем счету, при этом прошел все ступени детского коммунистического воспитания от «октябренка»- в детском саду, до комсомольца - в старших классах школы.

В 1936 г. поступил в Киевский индустриальный институт на механический факультет (по специальности «сталелитейное производство»). К 1941 г. я закончил все теоретические дисциплины, сдал по ним экзамены и мы, выпускники, были направлены на последнюю производственную практику под Москву, (г. Люберцы). Там нас и застало начало войны! Нас срочно отозвали в Киев и, поскольку наш институт эвакуировался в Ташкент, обязали участвовать в переброске туда всего оборудования, имущества и устройстве института на новом месте. Уже там мы получили документы об окончании института. Туда же, в Ташкент, в это время была эвакуирована из Москвы Военная академия механизации и моторизации Красной армии им. И.В. Сталина. Руководство этой академии приняло все меры для того, чтобы нас, молодых киевских выпускников, зачислить в армию слушателями этой академии. Так уже осенью 1941 г. я и мои товарищи стали военнослужащими, слушателями Военной академии. С выбором факультета обучения нам не пришлось особенно проявить свои соображения. Я, например, хотел попасть на факультет бронетанковой техники, но там не было вакансий, а сменить его на факультет автотракторной техники я уже не успел, т.к. за нас этот вопрос решило руководство Академии. Построив нас в две шеренги, одну из них, где оказался я, направили на только что вновь организованный факультет горюче-смазочных материалов для армейской техники. По приезде в Москву, мы узнали, что этот факультет будет существовать не в составе Академии, а самостоятельно и мы стали слушателями этого Военного факультета ГСМ Красной армии, который находился непосредственно под руководством Управления горюче-смазочных материалов Красной армии. Начальником этого управления был тогда генерал Михаил Иванович Кормилицын, который держал на своих плечах во время всей войны тяжелую ношу обеспечения Армии ГСМ. Этот Военный факультет ГСМ, всю его обширную программу, я полностью закончил весной 1943 г. (фото), защитил дипломный проект по организации полевого склада ГСМ в военное время. (Такой склад был сооружен позже под Курском).

После защиты дипломного проекта, со званием ст. техника-лейтенанта, я был направлен в действующую армию, в распоряжение ОСГ штаба тыла 1-го Украинского фронта.

К этому времени все мои братья уже воевали на различных участках военных действий. Старший брат Александр, 1909 г. рождения, по специальности инженер-строитель железнодорожных сооружений (дороги, мосты, туннели и т.п.) со своей командой, с того места, где их застала война, был переброшен на те участки, где предстояли более срочные работы. И дальше продолжал такую же работу в различных районах страны, по мере возникавшей необходимости. В начале войны это было, главным образом, строительство новых дорог, как, например, под Сталинградом вдоль берега Волги, а ближе к концу войны- восстановление разрушенных дорог и сооружений. Эта служба продолжалась и после окончания Великой Отечественной войны, в том числе и в других странах, вплоть до Афганистана - везде, где подобные работы возлагались на наши войска.

Следующий за мной брат - Константин, 1920 года рождения окончил среднюю школу в 1939 году, как раз, когда достиг призывного возраста и сразу после школы был призван в амию, в погранвойска. Сначала его направили на морскую границу, в Эстонскую Советскую Социалистическую Республику, которая незадолго до нацистской агрессии вошла в состав СССР, как и другие, граничащие с ним Прибалтийские страны. Затем, уже в войну, их погранотряд был переведен на Волховский фронт, под Ленинград, где с начала блокады Ленинграда служил на охране ледовой "дороги жизни". Пограничники жили на льду и переносили все трудности блокады - и скудное питание и холод, и непрерывные опасности. После прорыва нашими войсками блокады Ленинграда и освобождения от осаждающих фашистских войск города и области, их погранотряд был переправлен уже на южные границы. Окончание войны он встретил в Румынии (фото), вернулся в Киев, окончил Киевский индустриальный институт и работал оптиком на заводе " Арсенал".

Самый младший мой брат-Дмитрий,1923 года рождения (фото), после окончания семилетки поступил работать на железную дорогу (кочегаром, помощником машиниста), уехал во Львов и оттуда, не дождавшись призывного возраста, досрочно вступил добровольцем в действующую армию, в десантные войска. Он воевал отважно, получил высокие награды, в том числе Орден Боевого Красного знамени и погиб в бою на родной земле Украины 15-го марта 1944г. Похоронен он около небольшой украинской деревни в братской могиле вместе со своими товарищами, погибшими в том же бою. Он умер в возрасте 19-ти лет, в звании гвардии лейтенанта, в должности командира взвода десантников- автоматчиков, не дожил своей жизни, не успел завести семью, не оставил ни вдовы, ни сирот, как многие из его сверстников в этой войне. Вечная им Слава и память живущих!

Несколько слов о членах нашей семьи, кто не был на фронтах войны- это мои родители и сестра Евгения с детьми. Киевские железнодорожники предприняли попытку эвакуировать оставшиеся семьи в безопасные районы и снарядили эшелон в Ташкент, но уехать поезду уже не удалось и всем пришлось вернуться в город пешком, неся на себе нехитрое имущество. Ночь перед возвращением провели в ближайшей деревне, где удалось найти ночлег и приобрести питание. В Киеве и пережили они тяжелое время оккупации. Жить было трудно, но трудно было всем, люди старались и умели помогать друг другу. Моим родителям помогали родные и друзья, в том числе и друзья братьев, находившихся на фронте.

Получив назначение в ОСГ 1-го Украинского фронта, я прибыл в Киев только что освобожденный от фашистов войсками этого фронта, которым командовал тогда генерал армии Н.Ф.Ватутин. Я нашел время повидаться с родными и, по возможности, помог им. Встреча была радостной, но не долгой, т. к. меня уже ждали новые ответственные задачи.

По прибытии к месту назначения, доложив об этом по команде, познакомился со своими сослуживцами и, не мешкая, приступил к выполнению своих обязанностей, т.к. войска нашего фонта продолжали свое продвижение. На отдел снабжения горючим фронта (ОСГ его тыла) возлагались важные задачи, которые были мне хорошо известны, как выпускнику специального военного факультета этой службы. Кратко суть этих задач можно выразить как «организация постоянного контроля за своевременным обеспечением всей военной техники фронта горюче-смазочными материалами, как по количеству и ассортименту, так и по соответствию требуемому качеству». Большое значение при выполнении этих задач во время военных действий придавалось также экономному расходованию имеющихся материалов, т.к. например, при остром недостатке керосина у населения, необходимо было добиться, чтобы первоочередное обеспечение армейской техники хорошо понималось всеми. Моя работа в ОСГ направлялась его руководством и, как специалист, я непосредственно отвечал перед ним за выполнение перечисленных выше задач (фото).

После Киева войска нашего фонта с боями продвигались по земле Украины, освобождая от противника все новые и новые города, селения, в том числе уже и на Западной Украине. Освободили Житомир, Винницу, Шепетовку, Казатин, Бердичев, Львов, Дрогобыч, Борислав, Славутич, Станислав и многие другие.

При вступлении частей нашего фронта в каждый новый населенный пункт необходимо было взять под охрану имеющиеся там заводы, вырабатывающие горюче-смазочные материалы, склады хранилища и т.д., о чем сообщала разведка, и через ОСГ штаба тыла организовать их проверку и распределение. О своих действиях я докладывал в ОСГ штаба тыла, и оттуда давались требовавшиеся распоряжения.

Обстановка была сложной, особенно на Западной Украине где в некоторых местах после изгнания нашими войсками фашистов остались «бендеровцы», которые скрывались в лесах и бесчинствовали на дорогах. Однажды в районе Шепетовки, в одной из служебных поездок, на перекрестке двух шоссейных магистралей, проходивших по лесному массиву, я услышал автоматную стрельбу, довольно скоро прекратившуюся. Девушка-военный регулировщик, пояснила мне, что из леса были обстреляны «бендеровцами» две, проезжавшие по шоссе, легковые машины представителей высшего командования советских войск (по ее словам, в одной из машин ехал Г.К. Жуков, а в другой - командующий нашим фронтом Н.Ф.Ватутин*). На войне могут быть и такие непредвиденные случайности!

*От редколлегии: Николай Федорович Ватутин 1901-1944 г.г., генерал армии. Во время Великой Отечественной войны командовал фронтом. Участвовал в Сталинградской и Курской битвах. Провел блестящие операции по форсированию Днепра, освобождению Киева и Правобережной Украины. Награжден Орденами Ленина, Красного Знамени, Суворова 1-ой степени, Кутузова 1-ойстепени. Умер 15-го апреля 1944 г. от ран.

Войска нашего фронта, продолжая бои, уже очистили от врага республики СССР и все дальше и дальше уходили от родной земли, освобождая соседние страны. Мы уже вступили в Польшу, перед нами Варшава. В городе следы больших боев. Ночью на машине я быстро проехал по длинному мосту через Вислу, а наутро этого моста уже не было! Его снесло за ночь половодьем и прошедшим ледоходом! Далее Краков, старинный польский город. В то время там был Н.С. Хрущев, член Военного Совета фронта. Но Берлин был еще далеко! Предстояло еще немало тяжелых, хотя и успешных боев.

В то время как я по своему заданию был в Кракове, я проезжал ставший в последствии известным всему миру, город Освенцим, где именно в эти дни войска Красной Армии разрушили «лагерь смерти», созданный там гитлеровцами, и освободили узников. Этот лагерь, как известно, был организован фашистами сразу после оккупации ими Польши в 1939 г. Но только после его уничтожения Советскими войсками предстала чудовищная картина и масштабы этого преступления против человечества. В лагере постоянно находилось до 250 тысяч обреченных на мучения и смерть людей. Лагерь был оборудован крематориями, газовыми камерами и различными лабораториями для уничтожения людей. За время его существования погибло около 4-х миллионов узников.

Я оказался очевидцем освобождения узников Освенцима нашими войсками в январе 1945 г. До сего дня не могу забыть того, что пришлось мне увидеть. Из открытых ворот лагеря небольшими группами выходили его обитатели. Это были живые скелеты, обтянутые кожей. Многие помогали друг другу, других поддерживали наши солдаты-освободители. Казалось, что не все освобожденные узники поняли, что это СВОБОДА! Что их мучения окончены НАВСЕГДА! Люди спешили скорее отойти от ворот и скрыться от посторонних глаз, толпа призраков исчезала, как бы таяла бесследно...В душе поднималась боль за страдания людей и ненависть к чудовищным злодеяниям фашизма. Допустит ли человечество еще когда-либо такие позорные страницы в своей истории!

А пока Берлин был еще впереди... Там притаились руководители и идеологи фашистской Германии и ее злодеяний. Наши войска очистили от врага свою землю и почти все соседние страны Европы. Скорейшее окончание этой разрушительной войны было в интересах нашей страны, война уже принесла огромные разрушения и потери, а ее продолжение все увеличивало их, наступление наших войск усиливалось.

Кроме выполнения моей постоянной работы по контролю за обеспечением ГСМ подразделений нашего 1-го Украинского фронта при их передвижениях, особенно по маршрутам боевых действий в Германии, мне все чаще приходилось в разное время выполнять ответственные задания представителей руководящих структур нашей страны, вызванные изменяющейся обстановкой. Это касалось, главным образом, изыскания дополнительных ресурсов для обеспечения отдельных крупных подразделений армии тем или иным продуктом в связи с дополнительными потребностями или иными возникающими обстоятельствами. Для этого приходилось проводить дополнительное инспектирование в различных городах наших республик и в доступных районах других стран (Чехословакии, Австрии, Германии).

В июне 1944 г. и в феврале 1945 г. по указанию заместителя председателя Госплана СССР проводилось инспектирование около 10-ти различных населенных пунктов Западной Украины и освобожденных районов Германии с целью выяснения возможности пуска заводов получения жидкого топлива, для контроля за получением топлива смешением: выяснения наличия ГСМ, изъятия трофейных ГСМ, выезжать для подготовки пуска заводов и другие подобные поездки. А по заданию Государственного Комитета Обороны - поездка для проверки организации слива горючего для создания резерва Ставки. В июле 1944 г. я был командирован в Киев с целью проверки подготовки нефтебаз для хранения горючего 1-го Украинского фронта. Для этого мне был выделен самолет, (связь с командованием фронта, для оперативности, осуществлялась по ВЧ начальника Управления Юго-Западной ж-д). На обратном пути наш самолет подвергся преследованию фашистским истребителем. Однако до нападения дело не дошло, и мы возвратились благополучно. Такие ответственные задания с дальними инспекционными поездкам в 1944-45г.г. мне приходилось выполнять довольно часто, т.к. наступление наших войск не ослабевало и потребность в горючем постоянно возрастала. Было уже заметно, что война близится к концу.

Однажды, недалеко от Берлина, двигаясь на своем автомобиле по лесной дороге, я оказался на пути боевого столкновения группы немецких войск с нашими подразделениями. Фашисты пробирались к расположению американцев, чтобы сдаться именно им, а не советским войскам, а красноармейцы не пропускали их, Они предупредили меня об опасности и продолжали бой до уничтожения прорывавшейся группировки врага. Немецкая военная мощь иссякала, и Берлин был уже близко!

На Взятие Берлина и завершение войны было направлено внимание светского руководства и командования Красной армии. Штурм и взятие Берлина были осуществлены в ходе «Берлинской операции» тщательно и заблаговременно подготовленной и смело осуществленной Красной армией. В непосредственном осуществлении этой операции участвовали войска 1-го Украинского и Прибалтийского фронтов, которые подступали к Берлину и штурмовали его с разных сторон одновременно. В военных публикациях были в последствии перечислены участвовавшие в штурме воинские подразделения: 3-я и 4-я гвардейские танковые армии, 3-я армия , 5-я гвардейская армия, 13-я армия, 2-я гвардейская армия , 5-я армия и 2-я воздушная армия.

На время осуществления «Берлинской операции» (с 15-го апреля по 15-е мая) меня назначили представителем ОСГ тыла 1-го Украинского фронта (мое удостоверение), уполномоченного осуществлять контроль за обеспеченностью войсковых подразделений всем необходимым им во время осуществления боевых действий, а также контроль за охраной и учетом трофеев в местах, освобожденных от противника. Этим назначением все должностные лица службы тыла обязывались оказывать мне содействие и выполнять мои указания в порученной мне деятельности. Я передвигался вместе с войсками по согласованному маршруту на автомашине «Додж» с крытым кузовом, где имелся небольшой запас горючего для моей машины и для случаев экстренной необходимости. При этом связь с войсками и штабом фронтового тыла осуществлялась регулярно с помощью ВЧ, радио и другими средствами и, таким образом, обеспеченность войск и получение новых заданий контролировались своевременно, а меня можно было, при необходимости, быстро найти. Напряженность обстановки была высокой. Ослабления не было ни днем, ни ночью.

Сам штурм Берлина начался серией одновременных мощных артиллерийских и воздушных ударов по укреплениям города всеми атакующими войсками и эти серии неоднократно повторялись. В ответственные моменты атаки наши войска применили такое новшество как внезапная дезориентация (ослепление) противника светом мощных прожекторов, что «хорошо» действовало на сопротивляющихся фашистов. Одновременные сокрушительные удары наших атакующих войск продолжались до падения фашистского Берлина.

Как известно, 30-го апреля нашими солдатами было водружено «Знамя Победы» над Рейхстагом, 2-го мая советским войскам сдались остатки берлинского гарнизона, а 8-го мая 1945 г. представители верховного немецкого командования подписали акт о безоговорочной капитуляции Германии. Символично, что по распоряжению Верховного Главнокомандующего наших войск И.В.Сталина: капитуляцию немецкой армии принимал маршал СССР Георгий Константинович Жуков. Это было в Берлине, на его окраине - в Карлхосте.

В это время часть войск нашего 1-го Украинского фронта, в которую входил и я, была срочно направлена Чехословакию, в Прагу, где появилась необходимость в нашей помощи. Из послевоенной литературы известно, что в годы 2-ой мировой войны в Чехословакии происходила внутренняя борьба патриотических сил и буржуазного правительства. Прогрессивные слои населения Чехословакии стремились, используя обстановку и военные успехи Красной Армии, практически уже разгромившей основные силы немецких фашистов, оказав ей содействие, сменить буржуазный режим на демократический, народный. Однако ко времени штурма советской Армией немецкой цитадели-Берлина, в районе Праги еще располагались довольно крупные силы фашистов. Используя свое численное превосходство, фашистские войска в начале мая предприняли наступление на Прагу с целью ее захвата. Чехословацкие патриоты в ночь на 5-ое мая подняли восстание всех имеющихся сил для противодействия этому наступлению. На помощь восставшей Праге командованием Красной Армии и были срочно переброшены из- под Берлина подразделения 1-го, Украинского фронта. Наши танковые войска провели стремительный маневр 6-го-8-го мая, сделав беспрецедентный ночной бросок через Рудные горы (Судеты), 8-го мая вступили в Прагу, освободили ее, сохранив жизни восставших патриотов, а город - от разрушения врагом.

В Праге, после завершения боев, я увидел генерала Власова, которого тогда знали все, как предателя Родины. Он был арестован советскими военными и сидел в машине мрачный и подавленный.

После победного завершения Пражской операции, которая прошла в самом конце войны, все военные действия были завершены. Но еще некоторое время продолжалась ликвидация сопротивления отдельных небольших групп и подразделений противника, или не знающих о капитуляции своей армии, или не желающих с ней смириться.

Напряжение боев последних дней при взятии Берлина и освобождении Праги, (да и всей войны), бессонных ночей, постоянной тревоги за точное выполнение порученного дела отпустило меня, наконец, я уснул, проснувшись окончательно только через три дня. Тут я и узнал, что немецкое командование подписало акт о безоговорочной капитуляции, война окончена, 9 мая объявлено Днем Победы, а нам предоставляется кратковременный отдых!

День Победы мы отпраздновали в небольшом городе недалеко от Дрездена - Зентенберге. Затем меня направили в Вену организовать подходящее место для краткого отдыха. Там я выбрал живописное селение на берегу Дуная и искупался в его «голубых волнах». Мы все отдохнули несколько дней и приступили к выполнению дальнейших совершенно новых для нас обязанностей - военной администрации в побежденной стране.

Из Вены меня отозвали в Москву в УСГ-МО, где направили в Управление топливной промышленности и энергетики в Берлине. Командировку мне опять подписал генерал Кормилицын. Из Москвы в Берлин вылетел самолетом и прибыл в Карлхост 14 августа 1945г.

В топливном отделе впервые встретился с Игорем Владимировичем Рожковым, с которым потом работал совместно в советской зоне оккупации в Германии и в институте в Москве (фото). Это назначение задержало меня в Германии еще на четыре года.

После капитуляции германской армии, в стране установился оккупационный режим стран антигитлеровской коалиции. По договоренности стран коалиции, территория Германии была разделена на четыре самостоятельные зоны, в которых налаживали управление и восстановление хозяйства каждый в своей зоне соответственно: СССР, Англия, США и Франция. Мое командировочное удостоверение содержало предписание от Главного Управления Советским имуществом заграницей и Управления ГСМ Тыла Советской Армии.

В Германии было образовано свое правительство, действующее по согласованию с администрацией оккупационных войск. В Советской зоне оккупации местное национальное правительство работало параллельно и по согласованию с руководством Группы Советских войск в Германии. Были установлены на этом уровне межгосударственные отношения и два правительства работали над одной задачей – восстановление промышленности, разрушенной войной. Мои задачи, в частности, относились к Управлению топливной промышленностью и энергетикой. Предприятия этой промышленности работали на репарации Советскому Союзу. Персонал предприятий - рабочие и инженеры, - был местным, немецким. На предприятии параллельно работали две дирекции. Весь контроль за работой предприятия и планирование его работы осуществлялось Управлением Советского имущества заграницей, находившимся в Москве. В Советской зоне оккупации Германии работой по топливу, руководили два командированных специалиста, кроме меня, выпускника Военного факультета ГСМ, работал, упоминавшийся выше, И.В. Рожков, выпускник МНИ им. Губкина, командированный в Германию уже как работник УСГ, с которым мы действовали согласованно. И.В. Рожков занимался заводами по получению жидкого топлива из каменного угля методом гидрогенизации при высоком давлении, а я работал и.о. директора на заводе получения синтетического жидкого топлива из бурого угля. При реорганизации этого завода я стал и.о. генерального директора комбината, а затем работал на равноценной должности в Управлении акционерного общества «Синтез». Эту работу я выполнял до 1949 г., когда был отозван в Москву и откомандирован Управлением Снабжения Горючим во вновь организованный Военный научно-исследовательский институт горюче-смазочных материалов (НИИ-ГСМ). Этот институт был к тому времени создан на основе бывшей Военной лаборатории ГСМ, которая работала в системе УСГ с самого начала войны, обеспечивая необходимые контрольные и исследовательские задачи военного времени.

В этом институте я и работал более 20 лет, до выхода в отставку в звании полковника и на пенсию в 1979 г. Еще, будучи в Германии, я вступил в брак с сотрудницей Советской администрации в Германии, вместе с которой и возвратился из Германии в Москву. У нас уже был малолетний сын, но не было никакой квартиры и наша разрастающаяся семья долгие годы снимала частную жилую площадь в различных городах и поселках Подмосковья, пока наш научно- исследовательский институт не организовал через Министерство Обороны строительство жилого дома в Кунцеве, (где он размещался). Тогда Кунцево было городком в Московской области, а теперь это район Москвы. В этом новом доме в январе 1956 г. нам предоставили просторную благоустроенную квартиру. К этому времени в семье подросли уже три сына, единственные сыновья на всех четверых братьев Леонтьевых. Сейчас они уже все взрослые и самостоятельные, все отслужили срочную службу в армии, имеют высшее образование и специальность, все офицеры (фото).

За годы работы в научно-исследовательском институте, где я сразу попал в хороший работоспособный коллектив, имеющий талантливых руководителей, я участвовал во многих научных исследованиях по совершенствованию свойств горюче-смазочных материалов и методов их контроля, защитил диссертацию и получил ученую степень кандидата технических наук. Работал в должностях начальника лаборатории, заместителя начальника отдела, имел ряд научных публикаций. Результаты тех работ, которые уже находили применение в армии или народном хозяйстве, институт представлял на выставке достижений народного хозяйства – «ВДНХ СССР». Там была, в частности представлена работа «Передвижная лаборатория контроля качества ГСМ», выполненная с моим участием.

Кроме основной работы по научной тематике института, я имел постоянную область деятельности, порученную мне командованием института - участие в стандартизации ГСМ и методов контроля их качества, т.е. я, являлся представителем института в Комитете стандартов СССР. Мне приходилось не только следить за прохождением стандартизации разработок института (наряду с их авторами) но и давать заключения от института на предложения, поступающие в комитет Стандартов от других организаций. За эту работу я был награжден значком от Комитета стандартов СССР.

Уже в последние годы работы мне выпала судьба вновь объехать, теперь уже по научному заданию ближайшие страны Европы, в которых я побывал молодым офицером во время войны. Я приезжал уже в звании подполковника в страны с демократическим строем, тогда объединенные с СССР в единую хозяйственную деятельность в т.ч. в области горюче-смазочных материалов, т.н. «Варшавским договором», созданным, в противовес агрессивному блоку НАТО. В этот блок теперь входят как наши противники, так и бывшие союзники по 2-ой мировой войне. Попутно отмечу, что руководил работой по унификации ГСМ в странах Варшавского договора доктор технических наук полковник Игорь Владимирович Рожков, с которым мы подружились на совместной службе в оккупированной Германии, а потом долго работали в одном институте с И.В. Рожковым, ныне уже умершим, мы сохранили в мирные годы, хорошую мужскую дружбу, родившуюся в Берлине в годы войны.

Братья Леонтьевы
Дмитрий Леонтьев
Константин Леонтьев
Борис Леонтьев

 

Борис Иванович и сыновья: Алексей, Дмитрий, Юрий

 

Москва 1943г. Борис Иванович Леонтьев (второй справа)

 

 Польша, г. Кросно24.10.1944г
Волау 10.4.1945г.(Б.И.Леонтьев справа)

 

Игорь Владимирович Рожков
Hosted by uCoz